Главная страница > Мастера каратэ > Интервью > Интервью с Хироказу Канадзава. Часть 1

Интервью с Хироказу Канадзава. Часть 1

Сэнсэй Каназава был вторым, кто закончил инструкторскую программу JKA, и многие считают его одним из самых искусных бойцов. Сформированное в результате строгой и тяжелой практики, его тело отражает десятилетия упорных занятий каратэ. Масатоши Накаяма использовал его технику в качестве модели для классической книги «Динамика Каратэ», Канадзава — пример мощности каратэдо на высочайшем уровне.

После преподавания каратэ на Гавайях и в Великобритании Канадзава принял решение создать свою организацию — Международную Федерацию Шотокан Каратэ-до (SKIF). Говорят, что, занимаясь только у настоящего мастера, можно понять каратэ. Хироказу Каназава — один из тех редких учителей, кто обладает способностью передавать младшим поколениям как духовную, так и физическую сущность этого искусства.

— Многие занимающиеся каратэ считают вас мятежником. Почему?

— Я не знаю. Каратэ, которое я преподаю, является продуктом более чем тридцати лет духовных и физических исследований в области применения боевых искусств. Возможно, из-за моего увлечения тай чи и кобудо некоторые каратисты смотрят на меня иначе. Также благодаря моему личному восприятию каратэ я преподаю для всех, не только для молодых и сильных. Для меня каратэ не имеет предела. Я всегда говорю, что каратэ является формой самоуправляемого терапевтического массажа. Это не просто вид спорта.

— Как вы начали заниматься тай чи?

— Во время моего пребывания на Гавайях, но занятия не носили регулярный характер. Позже я встретил г-на Янга, члена клана Янг, практикующего тай чи. Это очень известный человек, и, вероятно, его организация является лучшей в Японии. Я познакомился с ним, когда вернулся в JKA для изучения каратэ. Мне показалось, что он занимается каким-то другим видом боевых искусств, но он не сказал мне чего-либо. Потом оказалось, что он был мастером тай чи. Я начал заниматься у него в 1957 году и до сих пор не перестаю.

— У вас есть квалификация в тай чи?

— В тай чи Янг существует лишь 7 степеней, и у меня высшая. Я получил эту квалификацию много лет назад.

— Помогло ли вам тай чи развиться и лучше понять ваше каратэ?

— Я не занимаюсь тай чи не ради самого тай чи, а для каратэ. После начала занятий я начал понимать, как охранять и укреплять здоровье, разум и дух. В самом начале тай чи было для меня очень сложным, я не мог избавиться от перенапряжения и заставлял себя расслабить все мышцы. Знаете, я пытался совместить тай чи с каратэ, что неправильно. Этот тип тренировки очень важен в каратэ, но лишь в случае 50–60 ударов в полную силу каждой рукой. Очень важно развивать мощь, скорость и кимэ. Я помню, как вывихивал свои суставы на занятиях. Однажды я пошел к доктору, который заживил все травмы и перебинтовал мои руки! Мой сэппай пинком вышвырнул меня из додзё!

— Вы изменили каратэ, что преподаете?

— Нет, но я пытался вернуться к его корням. Не у кун фу, а к кон фу. Кон фу — оздоровительные упражнения для разума и тела. Дарума разработал дзен-упражнения для развития внутренней силы. Это очень тяжелая тренировка, и ученики не должны останавливаться, иначе они никогда ничего не поймут. История знает примеры, когда оздоровительные упражнения использовались в качестве самообороны. Я не изменял каратэ, а просто держал его в рамках исторических традиций.

— Почему многие каратисты сталкиваются с проблемами в поясничном отделе позвоночника?

— Главная причина — недостаточное внимание к своему здоровью. Большинство занимающихся ограничивают заботу о себе во время тренировок. Необходимо принимать соответствующие меры предосторожности задолго до возникновения проблемы. Занимаясь каратэ, как машина, без надлежащего расслабления, правильных положений и дыхания, можно вызвать проблемы. Вот почему мое каратэ является комплексом упражнений для восстановления и поддержания здоровья. Каратэ должно улучшать здоровье, а не вредить ему.

— Что вы думаете о включении каратэ в программу Олимпийских игр?

— Спорт хорош до тех пор, пока расценивается как развлечение, которое всегда можно оставить, чтобы вернуться к будо каратэ. Сами по себе соревнования вредят искусству, т.к. приводят к недопониманию. Спорт открыт и доставляет удовольствие. Заниматься же каратэ далеко не всегда приятно, поскольку всегда трудно делать правильные вещи. Каратэ занимаются для себя. В спорте мы побеждаем соперника, в каратэ — самого себя. В будо хороший исполнитель ката должен быть хорошим бойцом. Для реализации духа будо необходимо быть хорошим как в ката, так и в кумитэ — обе стороны должны быть изучены. Очень важен баланс позитивного и негативного. Хорошие вещи всегда приходят парами. В спортивном каратэ каждый может быть хорош только в ката или кумитэ. Ката должны производить впечатление судей, но в то же время не может быть изменена эстетика для создания декораций.

— Считаете ли вы, что для изучения каратэ очень важно поехать в Японию?

— Не для техники, а для философии, отношения и духа.

— Какие пункты преподавания являются наиболее важными для вас?

— Дыхание, перемещения и своевременность, но все же дыхание в первую очередь. Первое, что мы делаем в этом мире, это дышим; но 90 процентов населения не знает, как дышать правильно. Есть дышать неверно, тело и разум будут также работать плохо. Существует очень сильная взаимосвязь. Контролируя свой дух дыханием, вы должны всегда думать и пытаться изучать этот жизненно важный аспект, т.к. дыхание является центральной частью жизни. Я всегда выделяю философский и оздоровительный аспекты каратэ, а также пытаюсь объяснить причины, стоящие за техникой. Например, когда я преподаю цуки, я не демонстрирую удар на ком-либо, я связываю движение с животом человека, его центром. Я объясняю, что во время цуки необходимо держать голову прямо, т.к. это восстанавливает здоровье благодаря доставке в клетки головного мозга крови, обогащенной кислородом. Используя правильное дыхание, хара, концентрация и удар создают небольшую вибрацию в позвоночном столбе, который связывается с мозгом и производит эффект массажа. Помните, что базовые движения должны благоприятно сказываться на здоровье; в противном случае они причиняют вред жизни человека. Я могу привести пример. Исполнение фумикоми в ката тэкки изгибает основание позвоночника, являющееся нервным центром, стимулирующим внутренние органы. Двести лет назад быть буши было нормально. Это значило быть сильным, не заботься о своем здоровье и о чем-либо другом, т.к. были постоянные бои на смерть. Каждый должен был быть сильным и не бояться столкнуться лицом к лицу с повседневной жизнью. Теперь многое изменилось в обществе, и гораздо важнее быть здоровым как физически, так и душевно. Мы должны быть дружелюбны, сохраняя при этом дух бушидо.

— Изменило ли понимание дыхания вашу физическую технику?

— Да. В самом начале я не уделял должного внимания дыханию, придерживался силового стиля, что вполне естественно для молодого человека, поскольку в этом возрасте много силы. Однако со временем я понял, что победить можно, используя лишь 60% мощности; нет необходимости использовать 100% , если у вас хорошая техника. Если я использую 60% правильно, оставшиеся 40% я беру у своего противника и использую против него, и в итоге 100% приведут к большим повреждениям. Этот метод является результатом моего изучения тай чи.

— Изменили ли вы базовую технику каратэ?

— В действительности, нет. Хотя мой цуки претерпел некоторые изменения по сравнению с молодыми годами, но это случилось подсознательно. Я не думал об этом, все развилось само собой. Сейчас у меня двойное кимэ: физический фокус и скоростной фокус, который дает больший шок. Я не осознавал того, что делал, до тех пор, пока мне не указал на это Мацуда Рючи, очень известный мастер китайских боевых искусств. Он упомянул, что мой удар используется в китайском кэмпо, но я и не подозревал об этом. То же самое случалось и с другими аспектами. Например, многие считают, что я изменил ката, но я никогда не делал этого. После пяти лет занятий ката два человека могут исполнять одно и то же движение и выглядеть со стороны одинаково; однако после десяти лет возникают различия. Они могут думать, что делают одно движение, но, поскольку их тела, темпераменты и мысли различны, вполне естественно, их ката будут отличаться.

— Как вы относитесь к видам спорта а-ля «полный контакт»?

— Существуют школы, где занимающиеся сразу же начинают практиковать свободный поединок. В этом случае ожидается быстрый рост, но никак не высокий уровень. Дело в том, что, если не в полной мере освоить базовую технику, станет невозможным достичь высочайшего уровня в боевых искусствах. Многие не понимают назначения и применения базы. Знаете, каратэ «в полный контакт» похоже на западный бокс: что-то хорошо, что-то — не очень. Если вы молоды и сильны, то это очень хорошо для вас, однако, для пожилых людей и детей это не так хорошо. Кихон представляет собой базовую технику, а ее тщательная отработка научит ваше тело сразу понимать, что требуется в реальном поединке. Идея в том, чтобы слить воедино тело и разум. Важно уметь исполнять движения, не задумываясь о них. Это и есть главное значение и цель кихона.

— Вы в прекрасной физической форме. Как вы тренируетесь?

— Если бы я тренировался столько, сколько того желаю, то был бы в гораздо лучшей форме. Но иногда это невозможно из-за встреч, посетителей, бизнеса и т.п. Я считаю, что хороший каратист должен развивать как тело, так и ум, поэтому я учусь и много читаю. Это дает занимающемуся очень сильное качество — сбалансированный характер. Как и в еде, я думаю, что многое зависит от отношения. Если вы едите что-либо и думаете, что это нехорошо для вас, то ваш организм не станет усваивать это соответствующим образом. Если же вы едите с мыслью, что это здорово для вас, то получите что-то позитивное из этого. Я также думаю, что хара помогает организму лучше усваивать пищу.

— Занимаетесь ли вы в тренажерном зале?

— Нет, но это может быть полезным для других людей. Существует отличный тренировочный инвентарь, но важно знать, как им пользоваться. Очень важно понимать, что с возрастом тело меняется, и мышцы теряют силу. Невозможно всегда быть физически сильным. С определенного момента необходимо начать развивать силу внутренних органов. В пожилом возрасте энергия духа составляет ваше каратэ.

— Вы упоминали, что в кумитэ очень важно гармонировать с противником. Что это значит?

— Я знаю, это очень трудная для понимания концепция, поскольку занимающийся должен испытать это на себе. Основная идея — установить гармонию с самим собой, дыханием, движениями, энергией. Это приведет к гармонии с противником. В этом виде гармонии ваш противник не сможет найти хорошую возможность для атаки, ему будет очень сложно одолеть вас. Только тогда вы будете способны использовать и комбинировать сэн но сэн и го но сэн. Вы должны работать в гармонии с противником, а не против него.

— Что бы вы посоветовали занимающимся каратэ?

— Я бы хотел видеть, как они работают над пониманием настоящего духа каратэ — контролем дыхания и развитием хары. Это очень сложно описать словами, но можно найти и испытать на себе. Моя философия — быть искренним по отношению к себе и другим. Я могу откровенно сказать, что ничего не боюсь, даже смерти; я говорю об этом без большого мнения о себе. Я просто делаю все, чтобы умереть удовлетворенным. Я считаю, что причина, по которой люди так боятся смерти, заключается в том, что они желают завершить многое несделанное, они чувствуют свою жизнь неоконченной. Соревнования — это неплохо, но занимающийся должен понять, что это больше, чем просто спорт. Обычно участники разочаровываются, когда проигрывают, но они ничего не понимают кроме этого, что победа — это все. Такие люди очень опасны для общества, т.к. кроме себя они никого не уважают. Если вы уважаете противника, то никогда не начнете войну против него. Все связано с каратэ. Настоящее будо полезно для общества.

— У вас есть секреты в каратэ?

— Единственный секрет — упорные тренировки. Когда я начинал заниматься, первый год включал в себя много бега. Додзё в университете Такусёку было так мало, что проигравший забег устранялся из класса! Это строило дух. Вы должны понимать, что истинная цель тренировок — совершенствование искусства каратэ; каждый должен развивать настойчивость, терпение и воображение, чтобы продолжать занятия после взлетов и падений в додзё. Это и есть истинный дух каратэ.